Yamaha Tricker
Похоже, компания Yamaha твердо вознамерилась стать лидером мирового мотопрома по созданию новых направлений или переосмыслению старых. Очередной писк моды от японского концерна — Tricker, представляющий собой гибрид легкого городского эндуро и (в этом месте барабанная дробь) триального аппарата!
Идея создания этого мотоцикла родилась в далеком уже 2001 году. Как раз тогда аналитики компании пришли к неутешительному выводу, что молодежь стремительно теряет интерес к мототехнике как таковой. Этот тревожный ''звоночек'' не мог не обеспокоить руководство Yamaha, ведь речь шла о потенциальных клиентах компании в перспективе ближайших 10-20 лет.
Проблема состояла в том, что в гамме Yamaha практически не было молодежно-ориентированных продуктов (скутеры в расчет не берем), способных не только привлечь яркой оболочкой, но и доставить удовольствие.
К тому же, взгляды на то, ''что такое хорошо, и что такое плохо'' у молодых японцев и европейцев заметно изменились. Сегодня в фаворе новомодные ''урбанистические виды спорта'', такие как BMX, катание на роликах и скейтбордах, и исполнение на них всяческих трюков. Большие скорости остаются за бортом, а ведь это именно то, в чем Yamaha знает толк.
Решение этой задачи потребовало нетрадиционного подхода. Ясное дело, ролики и скейтборды отпали сразу. А вот ВМХ, по сути, стал ответом на вопрос ''что делать и как быть'', ведь фактически речь зашла о триале…
Мототриал по праву считается одним из самых захватывающих и сложных видов технического спорта. Едва появившись, он из забавы для чудаков быстро превратился в достаточно узкую дисциплину, не имеющей ничего общего с массовостью, а понятия ''серийный триальный байк'' фактически не существует, ибо немногочисленные фирмы выпускают машины для соревнований, не имеющих ''гражданского'' применения. Двойственность положения ''ямаховцев'' налицо: серийный байк с задатками триального, но также пригодный для повседневного использования, еще никто не создавал, так что наработок нет никаких. С другой стороны, конкурентов тоже нет, а значит, игра стоит свеч.
Столь ответственное задание, как разработка и реализация новой концепции, возложили на Такеси Хигуци, автора Yamaha TDM 900 и FJR 1300. Перебрав разнообразные комбинации, решили остановиться на совмещении черт триального мотоцикла и легкого внедорожника.
Максимум удовольствия при небольших мощности и моменте — суть философии концепта Tricker 2001 года. Основой машины стала компактная алюминиевая рама, предельно плотно ''облегающая'' двигатель. Так как ориентиром были триальные мотоциклы, то небольшой бак разместили таким образом, чтобы добиться минимальной высоты по седлу и сохранить лаконичность форм. Подвески и колеса концептуальному мотоциклу достались от “кроссача” Yamaha YZ 85. Занятные детали, такие как маленькая фарка, велосипедное сиденье и специальные платформы на ступицах колес явно перекочевали с ВМХ велосипедов. Как ни странно, но самой непростой задачей было подобрать этому чуду соответствующий силовой агрегат. Двигатели кроссовых машин отбросили сразу — большая мощность и взрывной характер противоречили концептуальным основам проекта. Нужен был четырехтактный двигатель с хорошим крутящим моментом и относительно небольшой, контролируемой мощностью. Выход нашелся в бездонной корзинке Yamaha: 223-кубовый двухклапанный одноцилиндровый двигатель от легкого Yamaha Serrow. Основная ориентация на техничную езду с применением триальной техники потребовала идеального весового баланса мотоцикла, поэтому в концепте алюминиевые и углепластиковые детали использованы везде, где было возможно. В конце концов, удалось добиться поистине впечатляющих характеристик, главной из которых стала чрезвычайно малая масса 95 кг (и это при двигателе объемом 223 см3).
Концептуальный мотоцикл удостоился массы положительных откликов и дал жизнь еще нескольким интересным моделям, так или иначе, обыгрывавшим тему триальных мотоциклов.
В 2003 году на токийском моторшоу Yamaha представила уже серийную модель Tricker. Традиционно, готовый к производству вариант уступал в оригинальности некоторых решений концепту, но вот философия была реализована целиком и полностью, предлагая клиентам нечто совершено новое.
В 2004 году Tricker добрался таки до Европы, и у нас появилась возможность разглядеть его получше.
Обходишь его с одной стороны, с другой, и понимаешь, что меньше всего этот мотоцикл годится на роль утилитарного транспортного средства. Скорее, это персональная развлекательная система широкого спектра применения на базе легкого мотоцикла.
Компоновка серийной модели в полной мере унаследовала триальные черты концепта. Высота по седлу всего 790 мм, топливный бак скромного объема (около 6 л.) размещен фактически под седлом и ничем не выдает своего присутствия, кроме как наличием заливной горловины. В стальную полудуплексную раму плотно упакован “одногоршковый“ двигатель объемом 249 см3. Двигатель прост до безобразия: один верхний распредвал, воздушное охлаждение, два клапана на цилиндр. Мощность его не велика (всего 19 л.с.), зато 18,8 Нм крутящего момента, развиваемого при 6250 об/мин, не дадут скучать тем, кто умеет обращаться с ручками газа и сцепления. Двигатель сагрегатирован с пятиступенчатой коробкой передач.
Для хулиганств и трюкачества в городе отлично приспособлены подвески. С одной стороны телескопическая вилка Kayaba и задний маятник на моноамортизаторе просты и непритязательны. С другой — такие подвески неприхотливы и способны выдержать нагрузки без особого труда. Их ход больше, нежели у любого дорожного байка (180 и 172 мм для передней и задней подвески соответственно), энергоемкость на высоте, а в купе с 270-миллиметровым дорожным просветом позволяют творить настоящие чудеса.
Уместно здесь и использование спицованных колес с высокопрофильной резиной. Такие колеса хорошо держат ударные нагрузки, но не только в этом их преимущество. Протектор выполнен по-настоящему зацепистым, но при этом площадь элементов протектора достаточно велика для того, чтобы не повлиять на способность шин ''держать'' дорогу. Этому способствует и по-дорожному мягкий состав резины. От лишней головной боли избавит защита картера двигателя, устанавливаемая в базовой комплектации.
Представить себе ВМХ-райдера или триальщика, не исполняющего стоппи (не говоря уже про уили), просто невозможно. 220-миллиметровый тормоз с двухпоршневым суппортом позволяет это делать достаточно легко, да и при повседневной езде не подводит. Задний тормоз также однодисковый, диаметром 203 мм. На Yamaha Tricker это не декоративный элемент, а полнофункциональный механизм. Как мотоцикл, предназначенный для исполнения всякого рода трюков, Yamaha Tricker наделен практически идеальным распределением массы по осям, так что заднее колесо имеет достаточный зацеп для того, чтобы нажимать на педальку справа.
Эргономика мотоцикла позволяет водителю одинаково удобно себя чувствовать как при езде сидя, так и стоя. Руль расположен на оптимальной высоте для водителей среднего роста: сидя, к нему не приходится тянуться, но и в стойке не нужно сгибаться в три погибели. Приборная панель лаконична, да она почти и не нужна. На шестилитровом баке далеко не уедешь, зато в пределах ареала обитания вашей ''мотобанды'' есть шанс прослыть королем.
Учитывая четкую ориентацию этого мотоцикла на молодежную аудиторию, не приходится удивляться большому количеству опциональных деталей и примочек для того, чтобы байк был ''не как у всех''. Есть среди них как функциональные элементы (к примеру, защита рук и ручек руля, краш-пэды), так и чисто имиджевые.
Нельзя сказать, что этот мотоцикл может претендовать на супермассовость, но одно точно — свою стабильную аудиторию в лице поклонников триала, ВМХ и просто прожженных ''урбанистов'', Tricker уже прочно завоевал, и шествие его только начинается. Новичкам наверняка понравится дерзкий, свежий и актуальный дизайн мотоцикла, а также его дружелюбность к райдеру. С другой стороны, люди, знающие толк в езде, смогут получить от легкого на подъем Tricker максимум удовольствия.
Текст: Денис Лось
Фото: Yamaha